Екатерина Фурцева: и это все о ней, или Ностальгия по старой Москве

Резкий прорыв совершил некому неизвестный Независимый театр «Шанс», ворвавшись в конце прошлого и уже в начале этого театрального сезона с интересным проектом «Москва и НЕмосквичи. Екатерина Фурцева» на московский театральный Олимп! Интересные свежие лица, незамыленный исторический сюжет, актерские находки, минимализм на сцене и полный по-юношески максимализм в своей неповторимости – хотя, да простят мне артисты, большинство из них вышли из юного возраста, но с исключительным осознанием своей неповторимости и исключительности. Что – опять же не скрою – им это удалось!

Премьера была тут же «запротоколирована» прямым эфиром для «мос.ру» специально для мэра Собянина, за ним последовало выступление в Доме национальностей. День города был взят без боя, на котором коллектив успешно выступил в музее-театре «Булгаковский дом», за ним последовала площадка Особняка Носова… Если так пойдет, думаю возьмут и Кремль – только время дать!

Готовя статью, стало ясно, что «Шанс» — не такой уж и малоизвестный коллектив, а больше загадочный.

Алла Соколова – идейный вдохновитель «Шанса», драматург, режиссер и руководитель, — лауреат международного фестиваля «София-Русь» (категория «Дебют»), обладатель диплома Почетного Консула РФ г. Удина (Италия) за вклад в развитие российско-итальянских культурных отношений. Причем спектакль, за который она получил лауреатство, — тоже яркий и самобытный – «Всегда ваш, Бог Нижинский». Как вы понимаете из названия, спектакль о русских дягилевских сезонах, Вацлаве Нижинском и том прекрасном времени, которое навсегда кануло в лету.

Другой спектакль, кстати, совместный проект с Россотрудничеством Италии, есть в копилке «Шанса», благодаря настойчивости Аллы Соколовой. Это комедия «Призрак города Кьеджио, или Фантазии Колумбы». Именно за этот проект девушка получила диплом Почетного Консула РФ г. Удина (Италия) за вклад в развитие российско-итальянских культурных отношений.

Жаль, очень жаль, что об этом не говорят с голубых экранов и не печатают на первых полосах страниц газет и журналов! Очень жаль!..

Тему, которую подняла молодой режиссер в своем новом спектакле, — неоднозначна, интересна и до сих пор волнует многих, ох, как многих – Москва, ее история, строительство сталинских высоток, отмечен даже «приезд» «Джоконды» Да Винчи – и не только.

Перед зрителями предстает целая галерея известных «москвичей» и «немосквичей», чьи имена навсегда вписаны в историю страны и её столицы. Это и создатель более 30 храмов, Мавзолея, Казанского вокзала, станции метро «Комсомольская» архитектор Алексей Щусев, градостроитель Леонид Поляков, автор высотного здания гостиницы «Ленинградская», российско-французская художница Надя Леже, сестру поэта В. Ходасевича, народная артистка СССР Людмила Зыкина и… Екатерина Фурцева.

Екатерина Алексеевна Фурцева – это целая эпоха не только на политическом Олимпе нашей страны, но и в культуре. Женщина с внутренним стержнем и тонкой надломленной душой. Министр культуры, градоначальник, многие ее называли «хозяйкой Москвы», а королева Бельгии — «Екатериной Третьей». Создание театра на Таганке и Детского музыкального театра им. Н. Сац, гастроли в России «Ла Скала» и гастроли «Моны Лизы», Московский международный кинофестиваль и еще много чему мы обязаны этой милой и волевой, хрупкой и сильной женщине.

Хочется отметить актерские находки и новые лица. И это, конечно же, исполнительница заглавной роли Екатерины Фурцевой актриса Юлия Троян. Также неоднозначна, экстравагантна, вышколена, как и ее героиня. Обладая природным обаянием, эта молодая женщина производит фурор на публику, словно чертик из табакерки. Глядя, как она играет, забываешь, что ты находишься в театре и перед тобой актриса, исполняющая роль министра. Ощущение, что это реалити-шоу, а ты находится в Государственной Думе, Мэрии… да ладно уж, чего греха таить, — в Кремле. И скоро и тебя, как нерадивого ученика отметелит по полной товарищ Фурцева. К примеру, как она делает это со своей помощницей Татьяной Николаевной Саватаевой, ее ангелом-хранителем, которая на протяжении всего правления переходила за ней из министерства в министерство – в этой роли очень гармонично смотрится Татьяна Садовая. Или как она обращается то с кнутом, то с пряником с уникальным, если можно так выразиться, выдающимся архитектором, единственном в Советской России, который учился строить небоскребы в Америке, а позже достраивал гостиницу «Украина» Вячеславом Олтаржевским. В этой роли прекрасен актер театра и кино Валерий Калугин, и хоть молодой актер «пестрит» в большей степени в сериалах, чувствуется, что после такой роли ждет его большое будущее на широком экране – к бабке не ходи!

Мне удалось немного пообщаться с исполнительницей заглавной роли Юлией Троян. И эта загадочная женщина немного приоткрыла завесу тайны, почему, собственно говоря, современные режиссеры до сих пор не растиражировали ее прекрасное лицо. И вот почему.

«Работа над ролью была чрезвычайно интересна и ответственна. Я, честно признаюсь, что не стояла на театральных подмостках очень давно. Закончив одну из европейских театральных студий, я вернулась на Родину со своей семьей, (мои родители всю мое детство и юность проработали за границей). Но, естественно, в 90-е я и не могла мечтать о карьере актрисы, говорящей с акцентом на русском языке, когда востребованные актеры имели проблемы с работой. Я брала уроки русской речи, но параллельно решила реализовать еще одну свою мечту… Я не сразу приняла предложение режиссера А.Соколовой. Но только после того, как меня стало убеждать все мое окружение, что это точно роль для меня, я решила прочитать сценарий. Меня так захватила история этой целеустремленной женщины, что все сомнения рассеялись.

Мне очень импонирует такая черта в характере Екатерины Фурцевой, которая практически перестала встречаться сейчас: она не предает своих, даже в ущерб себе, она верна идеалом, людям и идеям до конца».

Спектакль начинается и заканчивается экскурсией коренной москвички для девочки-подростка — переходом от нашей, нынешней Москвы – к той, потерянной и ностальгической, что стало прекрасной режиссерской находкой. В роли москвички предстала сама Алла Соколова. «Я вам покажу ту Москву, которую я очень хорошо знаю, и ту Москву, которую я очень люблю. Я расскажу о тех людях, имена которых не все помнят, а вот дело… дело их живет и украшает наш город. И я уверена, что и вы обязательно полюбите наш с вами любимый и родной город – Москву!»

Пожалуй, эту статью я закончу именно этими словами. И пожелать хочу Независимому театру «Шанс», Алле Соколовой и всему ее коллективу попутного ветра и большого будущего! Свой ШАНС они не упустили! И буду и впредь следить за новыми работами этого коллектива, чего и вам от души советую! Ведь история про Фурцеву – это всего лишь первая часть большого проекта «Москва и НЕмосквичи».

Владимир Корш

*Орфография и пунктуация сохранены