Белое в черном, и черное в белом

Художник Алексей Клоков творит в разных жанрах, в разных странах и по разному поводу, находя вдохновение во всем, что его окружает. Отсюда неиссякаемый поток творческой энергии автора, за тридцать лет своей деятельности им было создано более шести тысяч полотен, которые нашли свое место в частных и корпоративных коллекциях. Недавно Алексей Клоков представил своему зрителю новую черно-белую серию, названную буквально BLACKANDWHITE (без пробелов).

Серия была создана в США и посвящена последним событиям, происходящим в мире и стране, в частности, которые разделили общество на две полярных категории — черных и белых, голосующих “за” и “против”, и чем сложнее жизненные обстоятельства, тем радикальнее дуальность. С одной стороны, данный подход может быть обоснован, особенно в областях, имеющих дело с четкими и прямо противоположными категориями. Однако, жизнь не может быть “сыграна” только белыми или только черными клавишами. В ней нет однозначности!

Новая серия Алексея Клокова BLACKANDWHITE не разделяет черно-белые категории, а предлагает исследовать обратную территорию вещей, событий, поступков, которые редко бывают черно-белыми, даже если мы твердо в этом убеждены. Черно-белое восприятие производит постоянные конфликты, тем самым инициируя страдание и рост внутреннего напряжения, что в свою очередь ведет к психологическим срывам, импульсивным поступкам и неэффективным решениям. Наилучшим визуальным символом выхода за пределы является известный даосский “инь-ян” круг — именно его и воплощает художник в своих работах. В его представлении черное и белое взаимодополняют друг друга, сосуществуя и постоянно трансформируясь одно в другое. Новая серия продолжает направление, которое создал и активно развивает автор Алексей Клоков, названное “диалектикой в цвете”.

Алексей Клоков. Tri-Xent. Enamel on linen, 70 x 90.

Использование монохромной палитры не является самым популярным, но в свое время исполнялось и другими выдающимися художниками. Своими черно-белыми работами, выполненными в технике кубизма и сюрреализма, известен Пабло Пикассо. Или, например, Альбрехт Дюрер, которому по выражению Эразма Роттердамского “достаточно лишь двух красок, чтобы передать всё великолепие видимого мира”. Еще одним примером является Казимир Малевич, чьи черно-белые супрематические полотна уходят корнями в даосские философские учения о гармонии сущего. Одним словом, монохром был, есть и будет, но как каждый из нас в нем пребывает — дело сугубо индивидуальное!