ИЛЬЯ БАЧУРИН о Российской креативной неделе, городе и Гоголе

Трансляция форума с набережной Москвы-реки получила десятки миллионов просмотров уже во время прямого эфира. Такой интерес Российская креативная неделя вызвала впервые. Что стоит за рекордными охватами? 1300 спикеров, 350 мероприятий, 62 региона.

Вмешавшиеся погодные обстоятельства в виде шквального ветра, голливудских молний и хлеставшего по горизонтали тропического ливня дополнили программу, но остановить творческий процесс не смогли. Сессии в шатрах были восстановлены, и любой из 350 тысяч зрителей, присутствовавших на форуме, мог лично задать вопрос докладчику, будь то музыкант, ученый, чиновник или бизнесмен.
О том, как это было, и о чем говорили эксперты на Крымской набережной на протяжении четырех жарких июльских дней, рассказал модератор и спикер Российской креативной недели, один из организаторов деловой программы, директор Москонцерта Илья Бачурин.

Илья Викторович, Вы стали модератором дискуссий на такие актуальные темы, как «Развитие бэкстейдж-профессий», «Музыка будущего. Компиляции, коллаборации, мультиплатформенные проекты», «И снова здравствуйте: новая жизнь домов культуры», «Монетизация. Жанровый, возрастной, гендерный, региональный баланс музыкального рынка» и многих других. Какое из мероприятий креативной недели было для Вас самым интересным?
Из более чем десятка сессий, в которых я участвовал, самым запоминающимся стал пленар по новым культурным кодам и культурной идентичности. Пообсуждав, сошлись на том, что новые культурные коды – это не застывшая данность, процесс их формирования идет постоянно. Сегодняшняя ситуация в экономике и политике очень похожа на то, что было в начале прошлого века, когда возник мощный запрос на новое искусство, и творцы собрали его из того, что было под руками, и веток. Сегодня перед креативным сообществом стоят вопросы, ответы на которые принципиально важны.

Кто новые герои российской культуры? Какие ценности они должны предлагать? Какие сюжеты, модели креативные сообщества готовы предложить российскому и мировому сообществу? Чтобы ответить на них и начать в значительном объеме создавать новый контент, в котором сегодня есть огромная потребность, нужна работа огромного количества людей, объединившихся чтобы добиться результата. При этом важно верить в свои цели и идеалы, верить тем книгам, которые вы читали в детстве. Не надо идти в топи безмыслия за теми, кто говорит, что мир изменился настолько, что пора забыть Достоевского, Чехова, Гоголя. Ничего не изменилось! Меняется повестка, но не фундаментальные ценности!

Какие книги из детства важны лично для Вас?
Помимо классики, иногда перечитываю фантастику. И это набор простого советского ребенка, который прочитал всю доступную в Советском союзе фантастику, где были Стругацкие, Ефремов, Жюль Верн, Булычев, Алексей Толстой и другие прекрасные авторы. Как ни странно, для меня большинство более ранних детских книг запечатлены в памяти через рисунки, а сами книги – это, во многом, конкретные объекты, бумажные артефакты с переплетами порванными, проклеенными марлей, потому что они многократно передавались из поколения в поколение по наследству. Но сегодня в части передачи информации многое поменялось. Кому-то вообще книги нужно предлагать в формате комиксов, фильмов или сериалов. Способ донесения может быть любой, важно, чтобы в человеке срезонировали ценности, которые эти книги транслируют. Общего рецепта нет, у каждого свои настройки восприятия, но если набор этих ценностей освоен, человек не потеряется в сиюминутных информационных потоках.


На мой взгляд, большое, настоящее искусство с политикой несовместимо. Одно убивает другое. Очень сильно творческую мысль разъедает сиюминутная информационная чернь, и это проблема, поэтому нужно стараться разделять эти процессы. В свою очередь, трактовки гуманистических культурных ценностей, выдернутые из контекста произведений искусства, часто ловко используются для формирования ультра-либеральной повестки и пропаганды. Когда художник погружается в политику и начинает рассказывать, как надо жить, не всегда это у него получается хорошо. И когда крупные государственные деятели, чиновники вдруг начинают придумывать художественные концепции – результат, чаще всего, выходит так себе. Мой вывод – чему учился, тем и занимайся!
И вот креативная неделя – это одна из редких площадок, где диалог между творцами, крупным бизнесом и властью не просто возможен, но и является главной целью.

Три года назад Российская креативная неделя состоялась впервые. По Вашим ощущениям изменилось что-то за это время?
Три года назад сама идея объединения 14 креативных индустрий в рамках Российской креативной недели казалась не очевидной, полезной скорее в теоретической, чем в практической плоскости. Первый же год, по сути, тестовый, рассеял эти сомнения. Возникло понимание, что этот проект способен объединить необъединимое, сформировать новые векторы развития российской экономики. Уже ко второй неделе креативное сообщество оформилось, возникла общность интересов, доверие и понимание, что все мы «плывем в одной лодке», вопросы у всех одни и те же и ответить на них легче сообща. Третья неделя, на мой взгляд, была наиболее плодотворной, потому что стала очевидна практическая полезность форума: на площадках сессий и пленарных заседаниях возникали новые союзы, договоренности, творческие и деловые проекты. И это самый ценный итог Российской креативной недели 2022 года. Мне довелось пообщаться с большим количеством участников из самых разных регионов, поэтому понимаю, что это не субъективная оценка.

Что представил на Российской креативной неделе Москонцерт?
Помимо Фанерона, которому было посвящено несколько сессий, и про который расскажу отдельно, Москонцерт стал проводником городской повестки и проектов на площадках РКН, создавая тематики и сессии для их обсуждения и участвуя в их работе. Например, тема развития Дворцов культуры в Москве прорабатывается уже давно и найденные нами решения важны и полезны для регионов. Тут есть уникальный опыт, которым Москва активно делится. Готовящийся к запуску проект Московского кинопарка так же привлек огромное внимание. Руководителя этого проекта, Артема Чеглова, просто завалили вопросами и предложениями о сотрудничестве. Вообще спикеры и проекты Москвы, на мой взгляд, составляют важнейшую часть программы Российской креативной недели.

Вы – организатор проекта «Фанерон. Город мечты», который проходит на ВДНХ. Предложение директора парка Горького перенести его с ВДНХ было частью презентации или экспромтом?
Организатор Фанерона не я, а Москонцерт, мое же участие – часть большой командной работы. А с арт-директором Парка Культуры действительно произошел забавный эпизод: когда шла сессия, посвященная Фанерону, он проходил мимо, остановился и уже не уходил. Я обратил внимание и как раз подумал, чем же мы так его заинтересовали. Уже после сессии договорились обсудить возможности коллаборации. На самом деле Фанерон — это комиксная вселенная, которая предполагает участие любого, кто захочет помечтать и визуализировать свои идеи на тему того, каким должен быть город будущего. Проект глубоко проработан, имеет «lore», по сути, фундамент, на котором строится и развивается сюжет, обозначены участники действия, их цели и мотивы. Только если зрители понимают, кто герои, чем они знамениты, может возникнуть настоящий интерес через личностное отношение и проекции. Очень важно, что команда создателей «Фанерона» – люди из прекрасного нового молодого мира, а Москонцерт просто помогает реализовать их идеи. И еще для нас очень важно, что содержание «Города мечты» не преподносится аудитории как данность, но складывается как паззл из идей, вИдения, эмоций огромного количества людей, не только создателей.

Именно поэтому пространство Фанерона на ВДНХ состоит из двух частей – это развлекательная площадка, где можно познакомиться с комиксом, и лаборатория – главная по значимости часть, где любой человек может воплотить свои идеи в рисунках при помощи опытных преподавателей. Из этих рисунков, пазлов, мы и будем собирать модель города будущего и предлагать ее городу, рассчитывая, что какие-то идеи удастся воплотить в жизнь.
Еще одна важная миссия Фанерона – объединительная. Комиксисты – чаще всего, люди разрозненные, объединяющих индустрию проектов и площадок практически нет. Фанерон же открыт, всегда готов помогать тем, кому хотелось бы развиваться и общаться с внешним миром при помощи комикса. И, если какое-то издательство или художник захочет с нами сотрудничать или просто презентовать свой проект, поучаствовать в мероприятиях, — наше пространство всегда будет доступным и дружелюбным.

Беседовала Светлана Потемкина

Фото предоставлены пресс-службой Москонцерта