«Домики старой Москвы, из переулочков скромных всё исчезаете вы», – писала Марина Цветаева в пору, когда жила в одном из таких домов в тихом центре Москвы – в Борисоглебском переулке. Под стать этой улочке и старинный Сивцев Вражек на Арбате – а здесь обосновался когда-то великий мыслитель Александр Герцен… Трудно придумать лучшие места для первых встреч детей с музыкой. С большим вкусом выбраны они компанией «Шеврон», пригласивших выступить перед юными слушателями солистов Российского Национального оркестра. Здесь уютные маленькие залы, приятные и музыкантам, и зрителям. Здесь свойская обстановка.
Наш лучший оркестр, разбившись на камерные составы, с присущим ему уважением к публике принимает участие в благотворительных программах «Шеврона», их совместный проект «Солисты РНО – детям и юношеству» в этом году отмечает свое 25-летие.
И вот после такого невероятно трудного года получают царский подарок ребята из Технологического колледжа №24 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Они приглашены в гости в Дом-музей в Борисоглебском переулке.
…Когда-то, в начале века, тут звучали звуки своего времени: старинная шкатулка с менуэтом, граммофон, в котором «жили голоса цыганок», вечерний гул огня в печи. А сегодня сюда приехали солисты РНО Виталий Назаров, Андрей Шамиданов и Леонид Огринчук.
Для очень близкого и очень конкретного знакомства с музыкой они выбрали Трио Франсиса Пуленка, написанное примерно в те годы, когда – далеко-далеко от Франции – жила в этом доме поэтесса Марина Цветаева.
Почему именно это Трио? Потому что трудно найти музыку, где, как язычки пламени из печи, прорываются глубоко искренние чувства, то утишаемые необычайной нежностью, то, наоборот, летящие со скоростью, присущей лишь неутомимой молодости.
Но, чтобы впитать эту энергию, надо слышать Трио именно в таком идеальном исполнении! А если добавить, что гобоист Виталий Назаров рассказывал юной публике про свой инструмент тайны, не известные даже музыкальному критику, встреча была тем интереснее и ценнее. Будем теперь знать, каких профессионалов Российский Национальный оркестр собрал в свою бесценную коллекцию – а вы думали, почему он считается одним из лучших в мире?
Программа «Солисты РНО – детям и юношеству» прозвучала и в другом старинном особняке, в Доме-музее Герцена. На этот раз – для детей с расстройствами аутического спектра из школы «РАСсвет». Этим ребятам мир часто кажется недружелюбным, и музыка для них как лекарство. Они могут избегать общения – но звук и ритм привлекают их неизменно. Обычно в школе их учат сначала двигаться под музыку, затем подпевать, а потом и играть – на барабане, кастаньетах, треугольниках…
Главное – вовлечь в процесс! А кто умеет это лучше, чем Виталий Назаров: его гобой для них – предмет притягательный. И надо было видеть, как беспокойный и, как поначалу кажется, неуправляемый зал тотчас затихает, когда начинается «разговор» между гобоем и фаготом…
Эти детки слушают, пожалуй, внимательнее, чем многие взрослые, а может, и понимают больше. Музыкальные звуки для них дружественны. Может, они даже лучше нас с вами чувствуют суть автора, Пуленка, говорившего: «Моя музыка – это мой портрет». Не потому ли он сам обожал это Трио?
«Я знаю все ходы и выходы в тюремной крепости души», – так писала о своих стихах Цветаева. И это тоже в точности про Пуленка! Ведь он писал Трио совсем молодым, он был так не уверен в себе и вечно смущен! Зато так выразил себя в этих звуках…
После концерта наряженные дети за ручку с мамами и бабушками идут по весеннему внутреннему дворику старинной усадьбы; они буквально светятся: музыка и доброжелательные исполнители распахнули для них окна их крепости.
Третьим центром благотворительных программ «Шеврона» стал в апреле еще один приветливый старомосковский дом, усадьба на Пречистенке – Государственный музей А.С. Пушкина.
Попасть сюда на концерт – всегда праздник. Зал-атриум – по сути, это тоже старинный двор, только перекрытый застекленной крышей, и здесь лучшая в столице атмосфера старины, смело, но органично вписанной в современность.
На Пречистенке выступил Камерный оркестр РНО под управлением… скрипача Алексея Соболева. И это в оркестре не единственный солист, выучившийся на дирижера и способный заменить за пультом гениального художественного руководителя РНО – Михаила Плетнева.
Пречистенка принимает традиционный ежегодный концерт для семей пострадавших на Чернобыльской АЭС. Эти женщины уже давно знакомы между собой, и для них эта встреча, это общение – большая радость. А что уж говорить о великолепной программе, подготовленной солистами РНО!
Энергичный двойной Концерт Баха для скрипки (Ольга Чепижная), гобоя (Виталий Назаров) и струнных мгновенно втягивает в мир, далекий от житейской суеты и наполненный всеми красками мира.
Затем сменяли друг друга трубач Константин Григорьев, кларнетист Дмитрий Айзенштат, скрипачка Анна Панина, валторнист Алексей Серов – совсем молодые люди, личное мастерство которых, судя по их биографиям в подарочном буклете, отмечено многочисленными премиями.
Представитель фильмы «Шеврон» Вера Шейнина каждому из них преподнесла роскошный букет. А поскольку она уже давно знает не только исполнителей, но и всех собравшихся в этот вечер женщин, выступить приглашен, конечно, и Максим Рубцов, хорошо известный всем поклонникам РНО. Ведь сам Плетнев иногда, стоя за пультом, заслушивается его виртуозными соло!
Концерт Перголези Максим исполняет на золотой флейте, изготовленной по специальному заказу. Зато, завершая концерт, вдруг решительно меняет ее на инструмент, издали почти не видный. И не менее мастерски играет веселую «Джигу на копеечной дудочке».
Очень это всё подходит Дому, где вот-вот из тени длинной анфилады выйдет один из самых блестящих шутников за всю историю русской литературы – неожиданный в каждом своем стихотворении Александр Сергеевич.