Три ведра голоса. Якутский оперный

В ноябре 2023 года в Якутске состоялся оперный фестиваль – третий за всю историю региона.

Не знаю, было ли запланировано открытие взлетно-посадочной полосы аэропорта специально к началу фестиваля, но это обстоятельство благоприятствовало его проведению. Всего семь, а если повезет – шесть часов лету – и авиационный борт переносит пассажиров из Москвы на территорию вечной мерзлоты. Из плюс 15 в минус 34, из ночи – в день, из теплой московской осени в предновогоднее заснеженное Заполярье.

Заслуженная артистка РФ Марина Силина, директор театра Владислав Левочкин,
народный артист Республики Саха Александр Емельянов

Десять дней в Якутске – самая необычная фестивальная история из тех, свидетелем которых мне доводилось быть до сих пор. Вместо привычного «забега на короткую дистанцию» и плотного графика спектаклей – на этот раз погружение в жизнь театра во всем ее многообразии. Пока артисты готовились к фестивальным показам, в промежутках между постановками, удалось познакомиться с театром поближе.

Народный артист Республики Саха Юрий Баишев, народная артистка РФ Айталина Адамова-Афанасьева

«Саха Опера Балет» не раз подтверждал статус оперного, а не просто музыкального театра. Так было и во время прошлогодних гастролей на сценах Большого и Мариинки. Без сомнения, фестиваль это положение упрочил. Присутствие в фестивальной афише Бородина и Россини, Бизе и Кальмана позволяло оценить не только полномасштабный оперный репертуар театра, но и степень риска, на которую отважились организаторы, пригласив выступить в своих постановках артистов из других городов.

Вадим Бабичук, Лариса Андревва, заслуженный артист Республики Саха Егор Колодезников и артисты театра в опере «Кармен»

Чтобы ввестись в спектакль за несколько репетиций, исполнителю необходим не только большой энтузиазм, опыт и мастерство, – нужна готовность труппы и отлаженность всего театрального механизма. Наблюдая, как размеренно и четко работают обувной и костюмерный цеха под предводительством главного художника театра Саргаланы Ивановой, как увлеченно рисуют, пудрят и завивают гримеры во главе с Ваирой Аргуновой – вспомнила родной ЛГИТМИК, где художников водили на практику «Ленфильм» и учили индивидуальному подходу к артисту. Оказалось, что в Якутске работают как раз выпускники альма-матер – во время гастролей в Петербурге Михайловский театр даже предлагал им остаться, что неудивительно – такому уровню позавидовали бы многие столичные труппы.

Ваира Аргунова, Яна Лаптева и сотрудники гримерного цеха перед спектаклем «Сильва» с исполнительницей заглавной партии Ириной Сухановой

Главный режиссер театра Татьяна Саввинова ведет репетицию, изредка останавливая артистов и уточняя мизансцены. Несмотря на деликатность присутствия, именно это всевидящее око направляет процесс в нужное русло, чтобы постановочный замысел захватил зрителя.

Режиссер Татьяна Саввинова и дирижер Борис Нодельман ведут репетицию

Начало каждого спектакля – как отправление огромного лайнера в дальнее плавание – со своим инструктажем, дорожной картой, командами и приметами. Разница только в том, что корабль должен вернуться на сушу целым и невредимым, а зритель – преображенным. Иначе зачем и начинать?

Сцена из оперы «Князь Игорь»

Театральная атмосфера – абсолютно непредсказуемая вещь. Конечно, ее создает личность режиссера и команда, но также она зависит от множества совершенно непредвиденных и, казалось бы, несоразмерных факторов: жизнеутверждающего тона помрежа, звучащего по громкой связи, и звукового баланса в зале, ассортимента в театральном буфете, подвижничества администраторов и режиссерского управления, присутствия художественного руководителя театра и директора, который замечает художественные нюансы и по ходу дела может умело решить тонну насущных проблем, от появления в театре представителей министерств и вручения ими обыкновенных благодарственных писем.

Заслуженная артистка РФ Марина Силина, художественный руководитель театра, главный дирижер театра Павел Васьковский, народный артист Республики Саха Николай Попов

Сам факт, что должность замминистра культуры Якутии исполняет певица Марина Силина, задействованная в театральном процессе, говорит о многом. Когда по окончании фестиваля она подошла лично поблагодарить каждого солиста труппы и участника фестиваля – это ещё раз подтвердило, что в Якутском театре знают, как создать настроение артистам, заботятся об имидже коллектива и его привлекательности для зрителей.

Сцена из оперы «Кармен»

В пространстве бывшего Дворца культуры, которое занимает театр, особые роли невольно отведены звукорежиссеру и художнику — эти герои невидимого фронта могут превратить современное здание в красочную Севилью или торжественный Путивль эпохи Князя Игоря, в эффектный Мулер Руж или многоярусное пространство большого оперного театра. В их силах сделать так, чтобы зритель забыл и о спартанском кресле, на котором сидит, и о голове впередисидящего зрителя, которая закрывает часть сцены.

Сцена из оперы «Севильский цирюльник»

Когда в «хоре мальчиков» из «Кармен» выходят танцевать настоящие мальчишки из балетной школы , а невидимый хор поет за кулисами; когда главных героев в «Сильве» можно разглядеть как на киноэкране с разных ракурсов, благодаря вращению круга и быстрой смене мизансцен; когда хор, выстроившийся в «Князе Игоре» над оркестровой ямой, перекликается с обеих сторон, заполняя пространство; когда на гала-концерте солисты выходят в зал к зрителям по специально выстроенному в середине партера помосту – это примеры великолепной работы художника в музыкальном театре.

Лариса Андреева, Вадим Бабичук в опере «Кармен»

Но когда зрители пытаются расслышать князя Игоря, который силится быть услышанным из глубины сцены — это упражнение на выносливость, устроенное звукорежиссером, увы, не работает ни на образ спектакля, ни на имидж театра. Как говорят в Якутске «Голос – три ведра, и что?».

Народный артист Республики Саха Александр Емельянов, художественный руководитель театра дирижер Павел Васьковский

Акустика (и звукорежиссерская рубка) – кровеносная система оперного театра, но оркестровая яма – его сердце. В якутском оперном театре шесть дирижеров. Накануне «Сильвы» приехал еще один – главный дирижер Свердловской музыкальной комедии Борис Нодельман. По правде говоря, его появление не вызвало энтузиазма в оркестре – профсоюз старался не допустить переработки, но даже в отведенные ему считанные часы маэстро сумел преобразить и звучание оркестра, и разговорную речь ансамбля. Великолепный музыкант, мастер «легкого» жанра, Борис Нодельман шутил, не отрываясь от партитуры, сам садился за рояль, пускался на провокации, аккомпанируя арии Сильвы то в классическом, то в джазовом стиле.

Марина Силина вручает благодарственное письмо заслуженному деятелю искусств РФ дирижеру Борису Нодельману

С первого взгляда возникшее взаимопонимание с исполнительницей главной роли — солисткой Московского музыкального театра «На Басманной» Ириной Сухановой и ее партнером – превосходным Эдвином, солистом Московской оперетты Николаем Семеновым – привело к тому, что оперетта произвела фурор, став пиком фестиваля.

Солистка Московского музыкального театра «На Басманной» почетный деятель искусств г. Москвы Ирина Суханова и солист Московской оперетты Николай Семенов в оперетте «Сильва»

Одна из лучших современных исполнительниц оперетты, звезда в полном смысле слова, Ирина Суханова покорила коллег и зрителей красивейшим тембром голоса и невероятной органичностью сценического существования. Об этом в завершение фестиваля с благодарностью говорил ее якутский коллега: «Мы смотрели и слушали ее как завороженные, как в кино, труппа стала играть иначе. Ее непосредственность и обаяние, восторг и ирония, гордость, возмущение, безмятежность и азарт – для нас это был настоящий мастер-класс по актерской игре. Суханова показала, какой должна быть оперетта».

Почетный деятель искусств г. Москвы Ирина Суханова в оперетте «Сильва»

Ожидал ли такого эффекта продюсер Алексей Садовский, обдумывая концепцию фестиваля и выбирая кандидатуры приглашенных солистов, но так или иначе, его огромный опыт и знание музыкального театра привели к тому, к чему привели.

Феодосия Шахурдина, Айталина Адамова, Юрий Баишев, Ирина Суханова, Николай Семенов, Александр Емельянов, Алексей Иванов, Зинаида Колодезникова, Марина Силина, режиссер Татьяна Саввинова и артисты театра

Для открытия фестиваля был выбран «Князь Игорь» – блокбастер Андрея Борисова, за 7 лет существования успевший стать классикой. Роскошная динамичная постановка с вращающейся платформой-диском и проекцией, изумительного качества графикой на огромном экране — достояние Якутского театра, а картина «Половецкие пляски», поставленная специально для этого спектакля французским хореографом Режисом Обадья – хореографический шедевр, который сам по себе является поводом для визита в Якутск знатоков современного танца.

Заслуженная артистка Республики Саха Екатерина Корякина в картине «Половецкие пляски»

Достойно открыли фестиваль Александр Морозов из Мариинского театра, выступивший в партии Князя Галицкого, и хорошо известный якутским зрителям москвич Олег Диденко, на этот раз представший в роли хана Кончака.

Народный артист Республики Саха Николай Попов, Анегина Дьяконова, народный артист Республики Саха Александр Емельянов, Александр Морозов в опере «Князь Игорь»

В «Севильском цирюльнике» кроме Олега Диденко в роли доктора Бартоло блистал дирижер-постановщик спектакля Алессандро Биччи, прибывший в Якутск на несколько дней специально для участия в фестивале.

Олег Диденко и народная артистка Республики Саха Феодосия Шахурдина в опере «Севильский цирюльник»

Превосходная Кармен из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева покорила публику не только качественным вокалом и абсолютным соответствием традиционному образу испанской героини, но и напомнила о современной трактовке Кармениситы, предложенной в балете Матсом Экком и Анной Лагуной.

История подкаблучника, которым предстает в этой постановке Хозе, была досконально пережита и исполнена солистом Ростовского музыкального театра Вадимом Бабичуком. Опера звучит на французском языке, как она и написана в оригинале, и нельзя не отметить замечательное произношение исполнителей их намеренную грубоватость, тем не менее не лишившую спектакль современного парижского лоска.

Лариса Андреева и артисты театра в опере «Кармен»

Население Якутска 375 с половиной тысяч жителей. Это чуть больше, чем подмосковный Подольск и вдвое меньше, чем Балашиха.

«У нас такие зрители, что если им что-то не понравится, они за словом в карман не полезут – и скажут, и напишут», – предупредили меня. Не знаю, сколько в Якутске живет поклонников музыкального театра, но билеты на Гала-концерт закончились за три дня. И у тех, кто спрашивал лишний билетик на морозе в минус двадцать пять градусов должен был возникнуть серьезный стимул.

Екатерина Захарова и артисты театра в опере «Кармен»

Этот стимул, безусловно, был, так как от спектакля к спектаклю зрительский интерес нарастал, а оркестр, хор, балет, опера и театральные цеха с возрастающим воодушевлением работали до самого финала. О том, что фестиваль оказался событием долгожданным, свидетельствует и трехчасовой Гала-концерт с участием приглашенных солистов и артистов театра нескольких поколений. Остается только пожелать, чтобы проведение оперного фестиваля в Якутске стало традицией, потому что все необходимое для этого есть.

Текст: Светлана Потемкина

Фотографии Кристины Новгородовой предоставлены пресс-службой Якутского театра оперы и балета