В ноябре 2023 года в Якутске состоялся оперный фестиваль – третий за всю историю региона.
Не знаю, было ли запланировано открытие взлетно-посадочной полосы аэропорта специально к началу фестиваля, но это обстоятельство благоприятствовало его проведению. Всего семь, а если повезет – шесть часов лету – и авиационный борт переносит пассажиров из Москвы на территорию вечной мерзлоты. Из плюс 15 в минус 34, из ночи – в день, из теплой московской осени в предновогоднее заснеженное Заполярье.
Десять дней в Якутске – самая необычная фестивальная история из тех, свидетелем которых мне доводилось быть до сих пор. Вместо привычного «забега на короткую дистанцию» и плотного графика спектаклей – на этот раз погружение в жизнь театра во всем ее многообразии. Пока артисты готовились к фестивальным показам, в промежутках между постановками, удалось познакомиться с театром поближе.
«Саха Опера Балет» не раз подтверждал статус оперного, а не просто музыкального театра. Так было и во время прошлогодних гастролей на сценах Большого и Мариинки. Без сомнения, фестиваль это положение упрочил. Присутствие в фестивальной афише Бородина и Россини, Бизе и Кальмана позволяло оценить не только полномасштабный оперный репертуар театра, но и степень риска, на которую отважились организаторы, пригласив выступить в своих постановках артистов из других городов.
Чтобы ввестись в спектакль за несколько репетиций, исполнителю необходим не только большой энтузиазм, опыт и мастерство, – нужна готовность труппы и отлаженность всего театрального механизма. Наблюдая, как размеренно и четко работают обувной и костюмерный цеха под предводительством главного художника театра Саргаланы Ивановой, как увлеченно рисуют, пудрят и завивают гримеры во главе с Ваирой Аргуновой – вспомнила родной ЛГИТМИК, где художников водили на практику «Ленфильм» и учили индивидуальному подходу к артисту. Оказалось, что в Якутске работают как раз выпускники альма-матер – во время гастролей в Петербурге Михайловский театр даже предлагал им остаться, что неудивительно – такому уровню позавидовали бы многие столичные труппы.
Главный режиссер театра Татьяна Саввинова ведет репетицию, изредка останавливая артистов и уточняя мизансцены. Несмотря на деликатность присутствия, именно это всевидящее око направляет процесс в нужное русло, чтобы постановочный замысел захватил зрителя.
Начало каждого спектакля – как отправление огромного лайнера в дальнее плавание – со своим инструктажем, дорожной картой, командами и приметами. Разница только в том, что корабль должен вернуться на сушу целым и невредимым, а зритель – преображенным. Иначе зачем и начинать?
Театральная атмосфера – абсолютно непредсказуемая вещь. Конечно, ее создает личность режиссера и команда, но также она зависит от множества совершенно непредвиденных и, казалось бы, несоразмерных факторов: жизнеутверждающего тона помрежа, звучащего по громкой связи, и звукового баланса в зале, ассортимента в театральном буфете, подвижничества администраторов и режиссерского управления, присутствия художественного руководителя театра и директора, который замечает художественные нюансы и по ходу дела может умело решить тонну насущных проблем, от появления в театре представителей министерств и вручения ими обыкновенных благодарственных писем.
Сам факт, что должность замминистра культуры Якутии исполняет певица Марина Силина, задействованная в театральном процессе, говорит о многом. Когда по окончании фестиваля она подошла лично поблагодарить каждого солиста труппы и участника фестиваля – это ещё раз подтвердило, что в Якутском театре знают, как создать настроение артистам, заботятся об имидже коллектива и его привлекательности для зрителей.
В пространстве бывшего Дворца культуры, которое занимает театр, особые роли невольно отведены звукорежиссеру и художнику — эти герои невидимого фронта могут превратить современное здание в красочную Севилью или торжественный Путивль эпохи Князя Игоря, в эффектный Мулер Руж или многоярусное пространство большого оперного театра. В их силах сделать так, чтобы зритель забыл и о спартанском кресле, на котором сидит, и о голове впередисидящего зрителя, которая закрывает часть сцены.
Когда в «хоре мальчиков» из «Кармен» выходят танцевать настоящие мальчишки из балетной школы , а невидимый хор поет за кулисами; когда главных героев в «Сильве» можно разглядеть как на киноэкране с разных ракурсов, благодаря вращению круга и быстрой смене мизансцен; когда хор, выстроившийся в «Князе Игоре» над оркестровой ямой, перекликается с обеих сторон, заполняя пространство; когда на гала-концерте солисты выходят в зал к зрителям по специально выстроенному в середине партера помосту – это примеры великолепной работы художника в музыкальном театре.
Но когда зрители пытаются расслышать князя Игоря, который силится быть услышанным из глубины сцены — это упражнение на выносливость, устроенное звукорежиссером, увы, не работает ни на образ спектакля, ни на имидж театра. Как говорят в Якутске «Голос – три ведра, и что?».
Акустика (и звукорежиссерская рубка) – кровеносная система оперного театра, но оркестровая яма – его сердце. В якутском оперном театре шесть дирижеров. Накануне «Сильвы» приехал еще один – главный дирижер Свердловской музыкальной комедии Борис Нодельман. По правде говоря, его появление не вызвало энтузиазма в оркестре – профсоюз старался не допустить переработки, но даже в отведенные ему считанные часы маэстро сумел преобразить и звучание оркестра, и разговорную речь ансамбля. Великолепный музыкант, мастер «легкого» жанра, Борис Нодельман шутил, не отрываясь от партитуры, сам садился за рояль, пускался на провокации, аккомпанируя арии Сильвы то в классическом, то в джазовом стиле.
С первого взгляда возникшее взаимопонимание с исполнительницей главной роли — солисткой Московского музыкального театра «На Басманной» Ириной Сухановой и ее партнером – превосходным Эдвином, солистом Московской оперетты Николаем Семеновым – привело к тому, что оперетта произвела фурор, став пиком фестиваля.
Одна из лучших современных исполнительниц оперетты, звезда в полном смысле слова, Ирина Суханова покорила коллег и зрителей красивейшим тембром голоса и невероятной органичностью сценического существования. Об этом в завершение фестиваля с благодарностью говорил ее якутский коллега: «Мы смотрели и слушали ее как завороженные, как в кино, труппа стала играть иначе. Ее непосредственность и обаяние, восторг и ирония, гордость, возмущение, безмятежность и азарт – для нас это был настоящий мастер-класс по актерской игре. Суханова показала, какой должна быть оперетта».
Ожидал ли такого эффекта продюсер Алексей Садовский, обдумывая концепцию фестиваля и выбирая кандидатуры приглашенных солистов, но так или иначе, его огромный опыт и знание музыкального театра привели к тому, к чему привели.
Для открытия фестиваля был выбран «Князь Игорь» – блокбастер Андрея Борисова, за 7 лет существования успевший стать классикой. Роскошная динамичная постановка с вращающейся платформой-диском и проекцией, изумительного качества графикой на огромном экране — достояние Якутского театра, а картина «Половецкие пляски», поставленная специально для этого спектакля французским хореографом Режисом Обадья – хореографический шедевр, который сам по себе является поводом для визита в Якутск знатоков современного танца.
Достойно открыли фестиваль Александр Морозов из Мариинского театра, выступивший в партии Князя Галицкого, и хорошо известный якутским зрителям москвич Олег Диденко, на этот раз представший в роли хана Кончака.
В «Севильском цирюльнике» кроме Олега Диденко в роли доктора Бартоло блистал дирижер-постановщик спектакля Алессандро Биччи, прибывший в Якутск на несколько дней специально для участия в фестивале.
Превосходная Кармен из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева покорила публику не только качественным вокалом и абсолютным соответствием традиционному образу испанской героини, но и напомнила о современной трактовке Кармениситы, предложенной в балете Матсом Экком и Анной Лагуной.
История подкаблучника, которым предстает в этой постановке Хозе, была досконально пережита и исполнена солистом Ростовского музыкального театра Вадимом Бабичуком. Опера звучит на французском языке, как она и написана в оригинале, и нельзя не отметить замечательное произношение исполнителей их намеренную грубоватость, тем не менее не лишившую спектакль современного парижского лоска.
Население Якутска 375 с половиной тысяч жителей. Это чуть больше, чем подмосковный Подольск и вдвое меньше, чем Балашиха.
«У нас такие зрители, что если им что-то не понравится, они за словом в карман не полезут – и скажут, и напишут», – предупредили меня. Не знаю, сколько в Якутске живет поклонников музыкального театра, но билеты на Гала-концерт закончились за три дня. И у тех, кто спрашивал лишний билетик на морозе в минус двадцать пять градусов должен был возникнуть серьезный стимул.
Этот стимул, безусловно, был, так как от спектакля к спектаклю зрительский интерес нарастал, а оркестр, хор, балет, опера и театральные цеха с возрастающим воодушевлением работали до самого финала. О том, что фестиваль оказался событием долгожданным, свидетельствует и трехчасовой Гала-концерт с участием приглашенных солистов и артистов театра нескольких поколений. Остается только пожелать, чтобы проведение оперного фестиваля в Якутске стало традицией, потому что все необходимое для этого есть.
Текст: Светлана Потемкина
Фотографии Кристины Новгородовой предоставлены пресс-службой Якутского театра оперы и балета