Театр Дождей играет в 200-й раз, чтобы не «…Забыть Герострата!.»

Спектакль “…Забыть Герострата!” идет в Театре Дождей вот уже 15 лет. 19 ноября состоится 200-й показ. Накануне юбилея с исполнителями двух антагонистичных ролей — преступника Герострата и архонта (судьи) Клеона — с Ильей Божко и Александром Маковым беседовала Александра Питомцева.

Как вы относитесь к своему герою?

Илья Божко (Герострат): Противоречиво! Его бы таланты да в верное русло! Это удивительно одаренный человек, но его желания и цели, на мой взгляд, весьма примитивны и мелки. Да, он обладает некоторыми качествами, которых не хватает мне самому, потому каждая встреча с ним — очередная попытка “прокачать” себя.
Любить своего героя трудно, поскольку необходимо оправдывать его мотивы, а они, как известно, весьма изощренны. С другой стороны, играя в него, позволяешь себе окунуться в совершенно не близкую идеологию, которая хоть и по крупицам, все же наносит отпечаток.

Александр Маков (Клеон): Мое отношение к Клеону очень сильно изменилось со временем. Во-первых, когда мы выпускали этот спектакль, я знал, что роль была дана мне “на вырост”. Во-вторых, я не совсем так же чувствую и думаю, как мой герой. Помню, что шел на свой первый спектакль, как на Голгофу. И дело даже не в страхе, а в ощущении, что нужно исполнить то, что заложено режиссером. А режиссер у нас задает очень высокую планку в любой роли, в любом спектакле, и чтобы сыграть Клеона, нужно соответствовать тому, что написано в пьесе. Мне очень интересна эта роль, потому что она дает мне новое ощущение, новое знание о людях, которое я могу перенести и на себя.

Готовитесь ли вы к такой сложной роли? Если да, то как именно?

Илья Божко (Герострат): В первые годы я заметил, что чем более уставшим я приходил на спектакль, тем меньше замечаний было у режиссера, потому старался перегружать себя различной работой накануне спектакля.
Теперь уже этого не требуется: достаточно послушать определенную музыку по дороге в театр. Есть две совершенно разные по стилю песни, которые заводят и настраивают именно на волну Герострата: Queen “I wantitall” и Баста “Чёрт” (на стихи А. Галича).

Александр Маков (Клеон):  Подготовка к “Герострату” идет тремя путями. Первое — это психофизическое состояние. Второе — это, естественно, сцендвижение, потому что в спектакле есть танцы, пластические сцены. Но основная задача — привести свой организм в состояние покоя. Это сложно, потому что все мы люди, и нелегко заставить себя не отвлекаться на различные мелочи. Нужно подготовиться полностью, чтобы был чистый лист. Убрать все, что за пределами театра. Ведь когда ты спокоен, у тебя больше кругов внимания — ты можешь больше видеть вокруг и, соответственно, можешь больше взять.

Вы играете эту роль уже 15 лет, с самой премьеры. Как вам кажется, изменился ли ваш герой за эти годы?

Илья Божко (Герострат): Заматерел, думаю, стал более прагматичен, рационален и уверен в том, что делает. Более наглый, что ли, стал.Сначала я был моложе своего героя и, соответственно, тому Герострату были свойственны более юношеские, я бы сказал, наивные черты. Тогда я специально для Герострата отращивал длинные волосы (по просьбе художника Филиппа Игнатьева).Затем мы сравнялись: помню тот спектакль, который мы играли в мой день рождения, и когда я с особенным удовольствием произносил слова “мне 32 года”. Не часто случаются такие моменты, потому они запоминаются!Теперь же с каждым годом мы потихоньку отдаляемся друг от друга, волосы укоротились и поседели, зато появились другие ощущения и понимание героя, но это тоже интересно. Есть что привнести нового. Скажем так: мы с ним двигаемся от внешнего к внутреннему! Кстати, даже грим за эти годы у Герострата стал менее изысканным и ярким, чем прежде.

Александр Маков (Клеон):Герой остается таким же, каким он описан у Горина. Но меняюсь я — меняется и наполнение героя. Задача актеров — донести до зрителей то, что вложил режиссер, особенно когда это режиссер высокого полета и мировоззрения. И я понимаю, что до некоторых вещейдаже не могу достать, но благодаря им я изменяюсь в жизни. Наверное, я только сейчас ощутил в Клеоне что-то, что помогает мне устойчиво стоять на роли. Меняются возраст и силы физические, но душевные силы как раз накапливаются, и ты уже легче и спокойнее можешь сказать какую-то фразу, без надрыва, без эмоций, потому что так оно и есть.

Почему, на ваш взгляд, пьеса, события которой разворачиваются в Древней Греции, актуальна в наше время?

Илья Божко (Герострат):Цели Герострата (слава, деньги, власть, вседозволенность) продолжают будоражить умы молодых людей. Пьеса потеряет актуальность, когда изменится вектор развития человечества — от материального к духовному. Но за наш век, похоже, вряд ли нам удастся… забыть Герострата!..

Александр Маков (Клеон): Почему пьеса актуальна? Это же Горин! А Горин – это гениальные тексты, простота мысли. Эта пьеса ставит вопросы. Там есть такие слова: «Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь! Этим ты славу добудешь себе и покорность!» Разве не этим сейчас занимаются многие? И не только сейчас, но и в любое время… Всегда есть сторонники Герострата и есть сторонники Клеона. А для Клеона важна вера — вера в широком, большом смысле. Вера в хорошее, в доброе в людях. Ведь ничего же не изменилось: не убей, не укради и т. д. — это истинные принципы человеческие, они не меняются…

Фото предоставлены пресс-службой Театра Дождей