СИЛЬВА как operetta-extravaganza

 

15 марта в  Международном Доме Музыки Московский музыкальный театр «На Басманной» показал премьеру «Сильвы» – оперетты-extravaganza, как назвали это музыкальное действо авторы: режиссер-постановщик Жанна Тертерян, дирижер-постановщик Валерий Петров, художники Игорь Капитанов и Наталья Спасская, хореограф Иван Фадеев.  И совершенно точно назвали.

В современном мире московских музыкальных постановок, будь то мюзикл или музыкальный спектакль с «живым» пропеванием, эта постановка – явление весьма редкое, почти экстраординарное. При полном аншлаге на данной премьере я легко делаю вывод, что публика вполне наелась второсортной эстрадностью и потянулась к исконным традициям искусства оперетты, к академическому вокалу. «Красотки, красотки, красотки кабаре…», «Без женщин жить нельзя на свете, нет!..», «Помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось?..» — среди подпевающих зрительниц было немало и юных девушек. Случайно ли?
За сто лет по всему миру накопилось множество постановок популярной кальмановской оперетты. Все они, хочется верить, ласкали слух любителей этого жанра-феерии. У англичан, кстати, слова «оперетта» не существует вообще, зато имеется определение «light opera» (легкая опера), которая состоит, прежде всего, из академического вокала и драматической игры. И только затем – из интригующего сюжета о влюбленных героях, сдобренного яркими характерными партиями и острыми монологами, смелой хореографией и всякой сценической «мишурой». «Сильва» – классический образец оперетты. Кажется, Имре Кальман превзошел самого себя, скромного и меланхоличного, сочинив абсолютно солнечную и жизнеутверждающую историю.

Вспоминается 1915 год  — создание триумфальной «Княгини чардаша», время первых дудящих автомобилей и величественных цепеллинов, бесштативных фотоаппаратов и световых лампочек, эмансипированных брючных костюмов и робких мини, время расцвета полосатых купальников, больше похожих на костюм атлета.

Эти атрибуты совсем не вспоминаются в старых классических постановках «Сильвы», по крайней мере, на советской сцене. Другое дело Музыкальный театр «На Басманной». Жанна Тертерян очень удачно вспомнила о них, добавила современных «деталей» и перекинула тем самым мост длиною в сто с лишним лет.

Легко и непринужденно, как будто всегда строила такие мосты через пространство и время. Начиная с современных интересных аранжировок Александра Бараева и новомодных хореографических элементов кордебалета (балетмейстер Иван Фадеев придумал их для артисток театра «Орфеум») и заканчивая костюмами, с невероятной фантазией придуманными художницей Натальей Спасской. Особенно анекдотичен образ Стасси (Дарья Каденская). Ее шортики, комбинезоны в стиле «оранж» и «полосатый волан», кожаная косуха! То, как она носит эти одежды, говорит и двигается, поет и смеется – удивляет, смешит, восхищает. Вот уж чего-чего, но от Стасси никак не ожидаешь такого. Скорее, от весельчака Бони (Дмитрий Опаричев), он одет под стать Стасси, то в олимпийке с цветочным принтом и на молнии, то в теннисных туфлях из соседнего магазина – и в пир, и в мир, и в добрые люди. Несведущему зрителю сразу становится ясно, что им суждено стать парой – так они похожи, одинаково влюбчивы, дерзки и игривы,  гармоничны и всегда в авангарде. По сценарию им приходится все время бурлить и фонтанировать, поневоле поражаешься силе и красоте их голосов, точности  исполнения вокальных партий.

Князь Леопольд и княгиня Цецилия Вейлерсгеймы (Александр Юдин и Олеся Петровская) – как будто из того времени, транслируют статус и княжескую породу, невыносимо степенны, высокомерны и педантичны. Так кажется поначалу, но с появлением Ференца (Павел Бадрах) маски снимаются, и мы вновь ощущаем бесконечную связь времен, переживая трагикомизм любовных треугольников. И ведь все это нужно не только сыграть, но и станцевать, и спеть!

Красавица Сильва Варецки – певица из кабаре, но аристократка по сути. Она соткана из достоинства, целомудрия и ее величества Музыки. Кому как не Ирине Сухановой можно было доверить этот образ, с ее нереально красивым лицом, прямой спиной, твердым взглядом и доминирующим сопрано. Какая-то непривычная солидность и взрослость в этой роли, почти монументальность.

Лишь легкомысленная асимметрия фиалкового платья слегка намекает на неопытность и излишнюю горячность героини. Стоит только Ирине запеть, и мы слышим  кальмановскую Сильву целиком: всю глубину ее чувств, ее сомнения и разочарования, гордость и страсть взрослой успешной женщины. Пусть пылкий Эдвин (артист Московской оперетты Николай Семенов) нарезает круги, семенит ногами, срывается на фальцет и устраивает сцены ревности – ему так положено, белый мундир не помеха. Тернистый путь к браку с Сильвой должен заставить смириться его со многим, но, прежде всего, с большим талантом его будущей жены. Так видится в этой пьесе развитие их дуэта, и история знает немало подобных примеров.

Знаем теперь и мы, что «Сильва» в умелых талантливых руках Жанны Тертерян и прекрасной труппы несет настоящий кальмановский свет, не растеряв гениального духа произведения. Московский музыкальный театр  «На Басманной» показал оперетту-extravaganza  «Сильва», которая современна и актуальна, а значит, будет и впредь собирать полные залы благодарных понимающих зрителей разного возраста, знающих толк в музыкальном перформансе, как это случилось 15 марта в Доме музыки. Браво!

Текст: Светлана Конюхова

Фото Ангелины Булаховой